«Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Щучинск қаласының № 5 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №5 города Щучинска отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

   

Жүру картасы

' } }, { // Опции. // Иконка метки будет растягиваться под размер ее содержимого. preset: 'islands#blackStretchyIcon', // Метку можно перемещать. draggable: false }); myMap.geoObjects.add(myGeoObject); // Скрываем хинт при открытии балуна. myMap.events.add('balloonopen', function (e) { myMap.hint.close(); }); }
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

28.04.2018

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание.  Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка.  И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.  Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

          На моих  уроках у детей есть большие возможности проявить творчество.  Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

          В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое  творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;  на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

         Путь развития творческих способностей я выбираю  индивидуально для каждого класса,  варьирую способы  развития  творческих способностей, комбинирую. 

            Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся  использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.  Моя работа  по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это  могут быть специальные  тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение  материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.        

       Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

         Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого- педагогические условия развития способностей учащихся:

1.     Создание  атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

2.     Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему.  Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.

3.     Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку, я  должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

         

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

         В своей практике я использую  творческие методы:       

МЕТОДЫ  УЧЕБНОГО  ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

1)    Метод сравнения.

          Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении  истории костюма, стиля в одежде,

2)   Метод эвристических вопросов.

          Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

3)    Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической  форме ((эскиз проекта или его словесное описание).

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1)   Метод придумывания.

         Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

2)   Метод вживания.

         Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  МЕТОДЫ:

1)   Метод ученического планирования.

         Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

2)    Метод самоорганизации обучения.

         Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая

работа).

3)    Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты),

применяя доступный  им  набор педагогических методов.

4)    Метод рецензии.

       Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

         В своей работе я практикую не только рецензии детей, но и родительские, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения.

МЕТОДЫ  ПРОЕКТОВ:

Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта 

труда).

         Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый

учебный и жизненный опыт.

           Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового,

стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

          Мои занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

          Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок  проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает  атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся

задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

          На моих уроках:

- мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами

и приемами;

- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие

задания;

- учащиеся  стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

- учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

- я создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся

информацией и творческое поле урока;

- учу детей заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления

помещений;

- в результате у всех появляется желание работать,  закрепляется момент сотворчества.

           Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру.

Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.

           В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.

          Велика радость творчества. Это поход

в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и

изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще

маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение

природных задатков, и способностей человека, особенностей характера,

познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не

стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия

технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения,

помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и

качеств личности.

          В настоящее время в обществе

сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь

должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая

обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру и главу угла

при обучении ставится:

а) обучение деятельности — умению ставить цели, организовать свою

деятельность,  оценивать результаты

своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих  способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

          Поэтому в своей работе я опираюсь на основные принципы, современных образовательных задач с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с

дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной

системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям

и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения

на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: я 

предлагаю ученику содержание образования по максимальному уровню, а

ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке

такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя

«как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно

быть подавления личности ребенка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.

е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения

осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх

перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее

исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного

опыт творческой деятельности.

          Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка  интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

 

Просмотров: 381


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст