Название программы |
«Мы – будущее Казахстана!» |
Сроки реализации |
5- 9 классы, 2014 — 2018 учебные годы |
Разработчик программы |
Муктаева М.К. классный руководитель, учитель казахского языка СШ №5 г. Щучинска |
Участники программы |
Учащиеся классного коллектива, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, школьный медработник, педагог-психолог. |
Краткая аннотация |
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Мы - будущее Казахстана!» являются идеи педагогики гуманизма, толерантности и общей заботы. Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. И именно с толерантного отношения к окружающим начинается большая любовь к Родине. |
Связи, устанавливаемые для реализации программы. |
Внутренние: администрация школы, библиотекарь школы, вожатая, учителя-предметники и родители, педагог-психолог Внешние: Школьная и районная библиотеки, музей города, районный Совет ветеранов, инспектор ИДН. |
Управление программой |
Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
Система организации контроля над исполнением программы |
Контроль над исполнением программы осуществляется заместитель директора по воспитательной работе. |
Нормативно - правовые основы Программы
Программа воспитательной работы «Мы – будущее Казахстана!» разработана в соответствии с:
1.Законом КР «Об образовании»,
2.Конвенцией ООН «О правах ребенка»,
3.Концепцией модернизации содержания и структуры казахстанского образования;
ВВЕДЕНИЕ
«Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и
многоконфессионального общества»
Н.А. Назарбаев
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к
своей Родине, постоянной готовности к защите, формирование активной
гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа
по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его
величественным вершинам и достойным страницам прошлого.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются
отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях
жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других
людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей
не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую,
культурно-историческую, военно-патриотическую
сферы общества. В условиях становления гражданского общества
и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на
собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе
развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад
вносит современная школа.
Идеал патриотического воспитания, его актуальная необходимость признаются в любом государстве.
Новизна проблемы казахстанского патриотизма состоит в том, что у нас в корне изменились
ценностные и идеологические ориентиры в обществе, базис и настройка общества.
Наконец, сам мир, в котором рождаются, живут и становятся гражданами новые
поколения казахсатанцев.
Мир, в котором жили старшие поколения, отличается от мира, в котором рождаются, живут и становятся
гражданами новые поколения казахстанцев. В стратегии «Казахстан —
2050» Президент Н.А. Назарбаев отметил: «Надо воспитывать в себе и наших детях
новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее
достижения. К 2050 году надо построить такую политическую систему, при которой
каждый гражданин Казахстана должен быть твердо о уверен в завтрашнем дне, в
будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что
им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен
обрести чувство хозяина на своей земле». Требуется время и определенное
историческое развитие, чтобы решить эту проблему.
Нам нужно подготовить такого выпускника, который бы отвечал потребностям современного времени, обладал
высоким уровнем нравственности. Выпускник будет востребован в нашем обществе не
только как молодой человек, но и как гражданин – патриот.
В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальнее функционирование
общества, была выдвинута идея упрощения мира и межнационального согласия, идея
общеказахстанского патриотизма.
Общенациональным патриотизмом называется не противоречащее национальному самосознанию чувство глубокого понимания
единства судеб и возможностей процветания всех народов, проживающих на
территории республики.
Каждое слово в преамбуле Конституции соответствует требованиям воспитания казахстанского патриотизма — «Мы,
народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая
государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым
гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия,
желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую
ответственность перед нынешним и будущими поколениями, строим государство
Казахстан».
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как
одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам,
исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит
важную социальную роль ПАТРИОТА. Решение множества проблем в жизни страны во
многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего
поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к
историко-культурному наследию своего народа и всех народов Казахстана.
Патриотизм ещё только становится объединяющей основой общества. Всё это
свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение
комплекса проблем патриотического воспитания. Именно в патриотической
направленности этой программы я вижу её актуальность.
Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности
ребёнка, а это модель выпускника - творчески развитая, социально -
ориентированная личность, способная к самореализации.
Моя задача - создать условия для самовоспитания, самореализации,
саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
Данная программа помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную
работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических
проблем, согласовывать устремления действий учителя, классного руководителя, педагога
дополнительного образования, учащихся и родителей при планировании и
организации жизнедеятельности.
А это, несомненно, должно способствовать
повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более
существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Мы – будущее
Казахстана!», можно назвать идеи культурно-исторической
педагогики, педагогики гуманизма, патриотизма, толерантности и общей
заботы. В формировании
единого воспитательного пространства основной стратегией является четкая линия:
родная школа, родной город, родная
страна. Ведь любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому,
к школе. И именно с толерантного отношения к окружающим начинается большая
любовь к Родине.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В.Г. Белинский
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Сегодня время требует от учителей строить воспитательные
отношения на основе принципов гуманистической личностно-ориентированной
педагогики, видеть смысл воспитательной деятельности не в формировании личности
ребёнка по какому-либо заданному образцу, а в мобилизации внутренних сил
ученика для работы по самосовершенствованию, не в решении своими действиями
проблем, а в актуализации и поддержке их собственных устремлений, в преодолении
трудностей, возникающих на их жизненном пути. Учителю доверена ответственная
работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику
состояться во взрослой жизни. Потребности современного общества возлагают
на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека
высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к
процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из
важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она
опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности
, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства
образовательной и воспитательной среды.
Программа отражает необходимый обществу и
государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с
активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны
стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как
основа личности будущего гражданина Казахстана.
Данная программа состоит из трех
направлений:
Моя семья-мой дом
Школа-второй дом
Мой родной край
Направления программы.
Направление |
Цели и задачи |
Формы и средства реализации |
Моя семья- мой дом
Школа- второй дом
Мой край родной
|
Цель:Воспитание любви к родителям, к родному дому, к семье. Задачи:1Формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим. 2Формирование и передача семейных традиций. 3 Подготовка к здоровому образу жизни (нравственному и физическому)
Цель: Создать в школе условия для всестороннего развития личности, атмосферу доброжелательности, сотрудничества. Задачи:1 Воспитание уважения к учителям и работникам школы, гордости за школу. 2Знакомство с историей школы. 3Формирования уважения к школьным традициям. 4Воспитания уважения к ветеранам педагогического труда, стремления заботиться о них. 5Собрать материал о выпускниках, которыми гордится школа.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей Родины. Развитие чувства гордости за свой район, желание сохранить его чистыми красивым. Задачи: Познакомить с историей города, достопримечательностями района и города. Формирование интереса к культуре, языку, традиция и обычаям народов , проживающих в нашем городе. Воспитание любви к природе, желание беречь и защищать ее.
|
Путешествие по страницам семейного альбома. Конкурс проектов «Герб моей семьи» Проект выходного дня. Откровенный разговор «Права глазами ребенка» Тренинг «Учимся строить отношения в семье» Поисковая операция «Моя семья в годы войны» Семейный праздник «Наурыз» Диспуты. Родительские собрания. Конференции. Праздники семьи. Изучение условии жизни семьи. Рейды. Спортивные праздники и соревнования. Индивидуальная работа с детьми и родителями. Дни здоровья
Поисковая операция «По страницам истории СШ№5» Встреча с ветеранами педагогического труда Анкетирование » Комфортно ли мне в школе?»
Игра «Лидер» Лекторий «Духовна жизнь в семье» Акции: «Тропинка к школе», «Озелени школьный двор», «Забота», «Уют», «Мой подарок школе»
Проект «Люди, прославившие наш город». Экологическая акция «Озелени наш город» Фотоконкурс «Природа вокруг нас» Экскурсии по памятным местам города, в музеи, на предприятия. Встречи с ветеранами войны и труда, с интересными людьми. Игра – викторина «Героические страницы» Конкурс строевой песни. Вечер «Афганский излом». (Встреча с ветеранами - афганцами) Конкурс сочинений «Герой живут рядом» Национальные игры. Встречи со спортивными звездами города. Библиотечные часы. Книжные выставки. Просмотр кинофильмов. Фестивали. Беседы. Конкурсы Экскурсии. Школьные и классные праздники. Походы. Субботники.
|
Цель и задачи программы.
Цель:
1. Воспитание патриота своей Родины.
2 . Формирование духовно-
нравственных ценностей.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Задачи:
- Воспитать любовь к родному дому, семье, школе, городу .
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, в школе; взаимоотношения между учащимися, учителями и родителями строить на основе доброжелательности и взаимоуважения.
- Побуждать учащихся к выполнению общественно значимых дел для семьи, родного
дома, школы, города.
- Учить учащихся принимать участие в семейных праздниках, в обсуждении проблем
семьи и школы.
-Предоставлять учащимся возможность разнообразно и
свободно проявлять свои интересы.
-Познакомить с историей школы, города, с достопримечательностями города, с экономической
ситуацией.
-Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, государственному языку, традициям и
обычаям народов проживающих в Казахстане.
Данные направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга
и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций.
Приоритетные направления в воспитательной работе:
1. воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,
2. гражданское и военно- патриотическое воспитание ,
3. экологическое воспитание ,
4. нравственно-этическое воспитание,
5. формирование навыки здорового образа жизни,
6. развитие самоуправления в классе.
1)воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,
- воспитать патриотов Казахстана,
граждан правового демократического государства, обладающих чувством
национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,
к своему народу;
- вовлечь ребят в деятельность военно-патриотического клуба «За того парня»,
- вести воспитательную работу на примере жизни выпускника средней школы №5 Цурова М.С.,
воевавшего в Чечне.
- поддерживать связь с родителями.
- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труда, оказывать им посильную помощь,
- воспитывать любовь к своему городу,
родной школе.
2)гражданское и военно- патриотическое воспитание:
- становление многостороннего развитого гражданина Казахстана в эстетическом,
культурном, нравственном и физическом отношениях;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о Казахстане: её истории,
традициях, культуре, праве и т.д.;
-воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу, к малой родине;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся интернациональные чувства;
-формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство;
- воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.
2) экологическое воспитание:
-изучение учащимися природы и истории родного края (походы, исследовательские
работы, сбор краеведческой информации);
-формировать и развивать бережное отношение к
охране окружающей среды;
- проведение природоохранных акций : «Тропинка
к школе», «Озелени школьный двор», «Забота», «Уют», «Мой подарок школе»
3) нравственно-этическое воспитание:
-формировать у учащихся такие качества как: культура поведения в школе, в
классе, в столовой, в коллективе,развивать эстетический вкус,
уважение к личности;
- создание условий для развития у учащихся творческих способностей;
-формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие»,
«гражданское согласие», «социальное партнерство».
4) формирование навыков здорового образа жизни (физкультурно-
оздоровительная деятельность):
-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья;
-популяризация занятий физической культурой и спортом, привлечение внимания
детей к ценностям современного олимпийского движения;
- пропаганда здорового образа жизни, норм и правил личной гигиены.
5)развитие самоуправления в классе:
- развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность,
инициативность;
- развивать самоуправление в школе и в классе.
Список литературы
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды.
М.: Педагогика, 1980.
2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.
3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного
руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание
школьников. 1992. №3 -4.
5.Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9
классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград:
Учитель, 2006.
6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы.
М.: педагогическое общество России, 2005.