Актуальность. В современных условиях динамических изменений в обществе усиливается необходимость формирования позитивного мышления и оптимистического восприятия мира через образовательные институты. Сложной, деликатной и серьезной проблемой является профилактика суицидальных намерений подростков и молодежи.
Актуальность изучения самоубийств и разработки действенных мер по их профилактике в наше время подтверждается социальной значимостью проблемы, а такжеобширными статистическими данными.
Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью по самым разным причинам. На каждое завершенное самоубийство приходится 10 попыток [1].
Каждый год в Казахстане около 4 тысяч человек сводят счёты с жизнью. Получается, что каждые 2 часа в Казахстане от собственной руки погибает один человек. Каждые 12 минут совершается суицидальная попытка. Практически ежедневно в новостях появляется информация о том, что очередной подросток наложил на себя руки [4; 5].
Проблема суицида в нашей стране с каждым годом становится значимее, а «возраст суицида» становится все моложе и моложе.
В свете реализации послания Президента РК Н. А. Назарбаева 2010 года, в комплексе государственных мер правительства обозначено к 2020 году снизить смертность населения на 30 %. В связи с этим любые научные исследования и разработки, способствующие решению суицидологических проблем, так важны сейчас.
Цель моей программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
·
Изучение теоретических аспектов программы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
·
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния.
·
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
·
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы в период трудной жизненной ситуации
·
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребёнка
·
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
·
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Целевые группы:
·
Дети, ставшие на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления
·
Дети, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке
·
Неблагополучные семьи.
Принципы реализации программы:
·
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребёнка
·
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка
·
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка
·
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика
·
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного центра.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
·
Диагностическая работа
* Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»
* Рисуночный тест «Ваши суицидальные наклонности»
* Методика самооценки эмоциональных состояний
* Методика «Выявление суицидального риска у детей»
* Опросник школьной тревожности Филлипса
* Методика «Шкала тревожности»
* Методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения)
* Методика определения степени риска суицида
* Социометрия
* Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.Фергюссона
·
Профилактическая и просветительская работа:
С учащимися
- Тренинг общения
- Классный час о толерантности
- Классный час «Я – хороший, ты – хороший!»
- Час психолога «Познай себя!»
- Час психолога «Как справиться с плохим настроением»
- Развивающее занятие «Самопринятие, самоуважение, самоодобрение»
- Развивающее занятие «Как преодолеть тревогу»
- Классный час с психологом «Мой внутренний
мир»
- Конкурс рисунков «Счастье жить!»
- Конкурс сочинений «Влияние ценностей моей семьи на мои взгляды на жизнь»
- Психологическая помощь при подготовке к ПГК и ЕНТ – развивающие занятия, консультации
С педагогами
«Проблема суицида в юношеском возрасте» - консультация
«Суицид» - консультация
«Как предупредить попытку самоубийства?» - консультация
«Бродяжничество, насилие, суициды детей» - консультация
Семинар «Голосуем вместе за жизнь вместе»
Рекомендации
С родителями
- Родительское собрание «Подростковый суицид»
- Родительское собрание «Проблема суицида в юношеском возрасте»
- Психологическая помощь при подготовке к ПГК и ЕНТ – развивающие занятия, консультации, рекомендации
- Беседа «Не допустить беды»
- Родительское собрание «Особенности общенияс ребёнком в семье»
- Индивидуальные консультации
- Ящик доверия
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1 ЭТАП
Цель:повышение групповой сплочённости в школе
Мероприятия:
·
Создание общей школьной программы психического здоровья
·
Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на этом этапе:
·
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении
·
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся)
·
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав ребёнка
2 ЭТАП
Цель:выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
·
Диагностика суицидального поведения
·
Оценка риска самоубийства, оповещение администрации, родителей
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
·
Выявление детей, нуждающихся в помощи и защите
·
Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние
·
Обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния
3 ЭТАП
Цель:укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.
Мероприятия:
·
Классные часы, часы психолога, круглые столы, индивидуальные и групповые развивающие занятия с учащимися по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
·
Индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы, лектории для родителей и педагогов по данной теме.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
·
Повышение осведомлённости персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
·
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
·
Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей
·
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения.
Ожидаемый результат:
Организованный таким образом процесс работы позволит:
·
осуществлять социальную и психологическую защиту детей,
·
снизить количество детей с девиантным поведением
·
избежать суицидальных попыток
·
организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства данной программы:
·
Имеющиеся возможности для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приёмов, способствующих самовыражению каждого ученика
·
Имеющиеся возможности для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся
·
Создание условия для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребёнка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.